Смирнова Наталья Павловна, старший воспитатель.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
СмирноваНаталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанскийрайон,
Социальныйпедагог, Воспитатель Аннотация: Встатье рассматривается определение социализации, факторы успешности,раскрывается вид детской деятельности с разных позиций, перечисляются игровыесредства. Ключевые слова: социализация, игра, игровыесредства. “Безигры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромноесветлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости илюбознательности.” В.А.Сухомлинский. Сегодня можно констатироватьзначительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности вих последующей социализации. Дошкольный возраст является периодомактивного усвоения социальных норм. Основными факторами социализации ребенкаявляются семья, детские учреждения, другие социальные институты и организации. Чем старше становится ребенок, тембольшую роль начинает играть такой аспект его социального развития, каковладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно простоснабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество, как принято себя вестив нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социальногоопыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека вовладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей,выработке психологических механизмов социального поведения. Социализация – это двусторонний процесс,включающий в себя: 1) Усвоение ребенком социального опытапутем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; 2) Процесс активного воспроизводствасистемы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности [6,4]. Для успешной социализации, по НейлСмелзеру, необходимо действие трехфакторов: ожидание, изменения поведения и стремления соответствовать этиможиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьмиповедения взрослых, не понимая его (ребёнок "помогает" вычистить пол,таская по комнате свой игрушечный пылесос или палку); 2) игровой стадии, когда дети осознаютповедение как исполнение роли (дети, играя в куклы, говорят с ними ласково или сердито, как родители, и отвечаютвместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям). Переход от однойроли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиямтакой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шагв процессе создания своего "Я"; 3) стадии групповых игр, на которой детиучатся понимать, что от них ждет целая группа людей», этому способствуютподвижные игры [6,4]. В соответствии с требованиямивступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации», разработан Федеральный государственный стандартдошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним изкоторых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждогоребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта вследующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной,музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как формасоциализации ребенка. Игра - это отражение ребенкомокружающей реальности, и хотя оноосновывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальныдействия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребеноккомбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Игра – это импровизация, ребенок неговорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развиваетсяспонтанно, непредсказуемо. Игра – это самостоятельная деятельностьребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерамипо игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе,взаимопомощи. Игра - это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именносформированные в игре моральные качествавлияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные врезультате ежедневного общения детейдруг с другом и с взрослыми, получаютдальнейшее развитие в игровых ситуациях. Игра – это средство интеллектуальногоразвития ребенка. Знания, представления,умения, навыки, полученные ребенком в различных жизненных ситуациях, в процессеобучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх. Игра – действенное средство коррекциинарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики. Игра – это способ развития детского воображения и творческихспособностей, радость творчества,радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов ипредметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли всюжетно-ролевой игре. Игра – это подготовка ребенка к взрослойжизни. Большинство детскихсюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю,врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и ихотношения. В игре закрепляется иуглубляется интерес детей к разным профессиям[6,3]. Ирга для ребенка – это машина времени:она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через многолет. Игра – самая любимая и естественнаядеятельность дошкольников, и каждый ребенок имеет право играть, там, где емуудобно. Ведь ребенок дошкольного возраста больше всего на свете любит играть иготов это делать сутки напролет. Именно в игре ребенок учиться общаться смиром, начинает лучше понимать его, он как бы делает разведку в большой мир. Педагог Антон Семенович Макаренкоговорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тожезначение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок вигре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеляпроисходит, прежде всего, в игре..." Нередко говорят, что игра для ребенка -дело серьезное.
Ни к какой деятельности ребенок непроявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит,познание и развитие происходит легко. Вот в чем секрет воспитательныхвозможностей игры.
Играя с ребенком, можно помочь емумногому научиться, о многом узнать. И ребенок даже не будет подозревать, чтоидет занятие. Но именно игра, искренняя, неподдельная. А не заигрывание сребенком посредством вплетения в учебный процесс.
Любовь к игре особенность учитываемаявоспитателем при подготовке и проведении занятий с дошкольниками.
Игры и игровые ситуации на занятиях – неотъемлемаячасть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и всемье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Игровыми средствами могут выступать: а) знания о людях, их действиях,взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действияхребенка; б) способы действия с определеннымипредметами в определенных обстоятельствах; в) нравственные оценки и чувства,которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредныхдействиях людей. Все сказанное позволяет сделать вывод,что одним из основных средств социализации дошкольников является игроваядеятельность. Не зря Станислав Теофилович Шацкий говорил: «Игра, этожизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этойспециальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумнойшколы детства». Литература: 1. АкуловаО.А., Солнцева О.В. «Социализация. Игра». Как работать по программе«Детство»:Учебно-методическое пособие / науч.Ред.: А.Г. Гогоберидзе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с. 2. БабаеваТ.И.. Березина Т.А., Римашевская Л.С. «Социализация». Как работать по программе«Детство»:Учебно-методическое пособие / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. – 256с. 3. «Дошкольное воспитание» № 7 2015 год О.Варпаховская, Ю.Мухаметшина, М.Бортникова «Зеленая дверца». Место ранней социализации всемейном воспитании. 4. Примерная общеобразовательная программадошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцеваи др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014) 5. Сертакова Н.М.Игра как средство социальнойадаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. –СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64с. 6. Социализациядошкольников через игру: Пособие для педагогов дошк.учреждений/ Авт.-сост.Т.В.Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 67с. 7. СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. 8. Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ 9. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября2013 г. N 1155) 10. ШипицынаЛ.М. Азбука общения, ДЕТСТВО-ПРЕСС., Санкт-Петербург, 2003.
30 марта 2017 в 08:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.