Смирнова Наталья Павловна, старший воспитатель.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СмирноваНаталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска  муниципального образования Новокубанскийрайон,

Социальный педагог, Воспитатель

 

Статьяпосвящена вопросам воспитания патриотических чувств у  детей дошкольного возраста. Формированиюлюбви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуреродного края. Развитию познавательно-исследовательской базы.  Поставлены цели и задачи патриотическоговоспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемыерезультаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлениюс родным краем.

Ключевыеслова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

 

Патриотическоевоспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.(С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова стр.496, 2003г.) Государство пытается восстанавливатьутраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма игражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданна 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания,цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономическойстабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, чтофундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческихначал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее напрочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ниобсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашейстраны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории итрадициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре иуникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.

Воспитаниепатриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задачнравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскомусаду, родному городу и родной стране.

АкадемикД.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, кродному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нетнеобходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается смалого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовьк родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошломуи настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви кРодине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина ипатриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,положительные качества личности.

Нужно помнить,что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально,поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у негопроявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувствавозникают не мгновенно, это результат длительного, систематического ицеленаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичьработая не только на специально организованной образовательной деятельности, нои вне её.

Начиная работупо патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог,прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, чтоцелесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, чтохарактерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

" Ввоспитании все должно основываться на личности воспитателя, -   писал Ушинский -  т. к. воспитательная сила изливается толькоиз живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы,искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не можетзаменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияниявоспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характерневозможно. Только личность может действовать на развитие и определениеличности, только характером можно образовать характер."

Реализациягосударственных программ патриотического воспитания граждан РоссийскойФедерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотическоговоспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализациигосударственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населенияпонимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурсаразвития современного российского общества.

Государственнаяпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы» (далее - Программа), является логическим продолжением, в развивающихсясоциально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века,ранее принятых государственных программ патриотического воспитания гражданРоссийской Федерации.

Цель моей работыформирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Патриотическоевоспитание решает ряд задач:

- нравственноговоспитания;

- умственноговоспитания;

- трудовоговоспитания;

- эстетическоговоспитания;

- физическоговоспитания.

Были поставленыследующие задачи:

1.  Воспитание у  дошкольников  интерес к  родному  городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2.Развивать  способность  чувствовать красоту  природы,  архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять  представления детей  о  том, что  делает  малую родину,  родной город красивыми,развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействоватьстановлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальныхакциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие втрадициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Развиватьчувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувствогордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережноеотношение к родному городу (селу).

5. Формировать удетей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).

6. Познакомитьдетей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

      Для выполнения поставленных задач былизапланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры,работа с родителями.

В своей работеиспользую средства патриотического воспитания:

- самоокружение, в котором живут дети;

- знакомство ссимволикой государства;

- праздники,которые отмечаются в стране и крае;

- важные событиястраны и края;

- знакомство систорией своей «Малой родиной»;

- произведенияхудожественной литературы;

- произведенияизобразительного искусства;

- музыкальныепроизведения;

- использованиемедиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

  У ребенка  преобладает  эмоционально-положительное  отношение к  малой родине.

Ребенокпроявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению кгороду.

Он хорошоориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведенияв городе.

  Хорошо ориентируется  не  только в  ближайшем  к детскому  саду  и  домуокружении, но и на центральных улицах родного города.

Знает истремится выполнять правила поведения в городе.

Проявляетлюбознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему городустроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

  Проявляет любознательность по отношению кродному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

Ребенок судовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малойродины, в детское коллекционирование.

  С удовольствием  включается  в проектную  деятельность,  детское коллекционирование, созданиемини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Проявляет  начала социальной  активности:  участвует в  социально  значимых событиях,  переживает эмоции,  связанные  с событиями  военных  лет и  подвигами горожан, стремитсявыразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Проявляетинициативу  в социально значимыхделах:  участвует  в социально значимых  событиях, переживает  эмоции,  связанные с  событиями  военных лет  и подвигами горожан,стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Отражает своивпечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает,изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Новизназаключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей кродному краю в ДОУ.

Д. Дьюипредложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапнуюпоследовательность в организации воспитания и развития детей: от выявлениявозможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализациинамеченного.

 

Предлагаю крассмотрению один из проектов:

Продолжительностьпроекта: долгосрочный
Тип проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта:систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачипроекта: 

Обучающие:

•Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

 • Формировать знания о быте, традицияхказачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их внеразрывном органическом единстве.

  • Обогатить знания дошкольников о городеНовокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

•Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность,активность, интерес к изучаемому материалу.

 • Прививать навыки познавательной творческойдеятельности.

 • Развивать творческие способности детей.

 • Развивать нравственно-патриотическиекачества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города,края.

Воспитательные:

•Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

 • Прививать навыки здорового образа жизни.

 • Воспитывать уважение к труду новокубанцев,создающих красивый город.

 • Усилить роль семьи вгражданско-патриотическом воспитании детей.

Формыреализации проекта:

1.               Игровая деятельность

• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России,Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)»,««ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;

• с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

• экскурсии в музей;

 •Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной»,«Мой город».

 • Аппликация«Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники внашей семье», «Природа родного края»;

 • чтение изаучивание потешек;

 • чтение иразъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

•            Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчийкрай».

•            Художественно-творческая продуктивная деятельность всемье на различные темы.

•            Привлечение родителей к пополнению уголковкраеведения предметами русского и национального быта.

Ожидаемыерезультаты от реализации проекта:

Дошкольникибудут знать:

•Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

 • Символику города и края.

 • Писателей и поэтов города и края, ихтворчество.

 • Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта,элементы народного творчества.

Оценкарезультатов:

1.               Для оценки эффективности данного  проекта провести наблюдение заповедением и общением детей.

2.               Провести анализ детской деятельности (рассказы огороде, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественнойтематикой, дидактические игры)

3.               Провести анкетирование  родителей по оценке эффективности проекта

Этапыреализации проекта:

 

Этапы

Содержание

Сроки

Этап № 1

Подготовительный:

-диагностирование детей

-              Изучение методической литературы;

-              Подбор специальной литературы;

-              Разработка методического материала к проекту.

Сентябрь 2012 г.

Этап № 2

Практический;

-              Познавательный,

-              игровой,

-              творческий.

Октябрь 2012 г.

Этап № 3

Завершающий:

Контрольно-оценочный.

Май 2013 г.

 Методическое обеспечение:

  

1.Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщениедетей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

2. Разделы программы «Детство»

3. «Дошкольнику - об истории и культуре России»:Данилина, Г. Н.

4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова.«Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».

5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год  Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»

6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011  год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».

 7. «Дошкольное воспитание» № 112011 год   Коненко Т., Шелуха О. «Чтимтрадиции и обычаи»

 

Проанализироваврезультаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно суверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем.Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красотеокружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируетсяисследовательская база.

Детство – одиниз наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходитв самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно сраннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируетсяиндивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работысостоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов,раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьмиответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенокбережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что онстанет патриотом свое страны.

 Список литературы

1.    Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом:Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2.    Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А.,Шапошникова С.В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.

3.    Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н.,Краснощекова Г.В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольноговозраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010

4.    Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2014

5.    ЗеленоваН.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитаниедошкольников.(Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

6.    ЛогиноваЛ.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольникамипо патриотическому воспитанию) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003.

30 марта 2017 в 08:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.