Смирнова Наталья Павловна, старший воспитатель.

Роль музыкально-эстетического воспитания в развитии детей

 

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска  муниципального образования Новокубанский район, Социальный педагог

 

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Василий Александрович Сухомлинский

 

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. [2, с. 256].

Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями яв­ляются: приобщение детей к деятельности в области искусства, раз­витие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной  деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способнос­тей детей. [6, с.10]

Организованное музыкально-эстетическое воспитание начина­ется уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритми­ческие движения, играют на детских инструментах. На них оказы­вает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспи­тания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитатель­ной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскры­тие задатков каждого ребенка - с другой. [8, с.62]

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. [3, с. 8]

Отметим заслугу академика А.В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изуче­нии одного из самых сложных и малоизучен­ных вопросов психологии -  происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматри­вал как особую форму отражения действи­тельности, при помощи которой осуществляет­ся коррекция поведения, приведение его в с­оответствии со смыслом. А.В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он счи­тал: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результа­тов своих поступков в план эмоционально на­сыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом.  [9, с. 66]

В.А.Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.  Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.  Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке». [11, с. 169]

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего  и музыкально-эстетического развития. [3, с. 31]

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Развитие эстетического  восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. [4, с. 13]

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально­-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

• метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;

•метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

• метод упражнения в практических действиях;

•метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим  действиям. [1, с. 18]

 Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.[10, с. 32]

В  дошкольном возрасте следует больше обращаться к сознанию детей, т.е широко использовать словесный метод со всеми его приемами. Объяснения даются четко и кратко. Указания делаются во время игр, выполнения упражнений, а также перед какой-либо деятельностью. Поэтическое слово, которое помогает раскрыть образ музыкального произведения, используется значительно чаще. Беседа с детьми по вопросам проводится по окончании слушания и перед слушанием музыкального произведения. Вопросы должны активизировать мышление ребенка. Образный рассказ в старших группах становится более развернутым, часто он перемежается со слушанием музыки, так как увеличивается протяженность музыкальных произведений, игр, возрастает количество персонажей в инсценировках. В работе с детьми дошкольного возраста игрушки используются как атрибуты игры, а картинки тогда, когда надо пояснить слово или действие, непонятное детям. Показ певческих приемов, движений игр, плясок применяется очень широко и не только педагогом, но и самими детьми. [6, с. 46]

Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой. [8, с. 3]

Следовательно, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании детей огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания  ребёнка.

Таким образом, планируя работу по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, педагог использует в своей работе такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на явления, отраженные в музыке, которые развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Использованная литература:

1 Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

2 Большая  советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.

3 Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

4 Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду». – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.

5 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

6 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

7 Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. – 88 с.

8 Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

9 Парамонова Л. Запорожец А.В.. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития личности» //Дошкольное воспитание, 2005 - № 9 - 66-69 с.

10 Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 240 с.

11 Сухомлинский В.А..  «О воспитании». – М., Политиздат, 1982. – 270 с.
11 января 2017 в 22:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.